ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДЕВИЦКИЙ СЕЛЬСОВЕТ УСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.03.2025 г. с.Девица № 26
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации
Рассмотрев представление прокуратуры Усманского района от 28.02.2025 г. № 34-2025 "Об устранении нарушений требований законодательства об охране труда", в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, приказом Министерства труда России от 29.10.2021 № 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда", межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" и в целях создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников, администрация сельского поселения Девицкий сельсовет
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в администрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования в сетевом издании «Новая жизнь 48», и подлежит размещению на официальном сайте администрации сельского поселения Девицкий сельсовет в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации сельского
поселения Девицкий сельсовет В.В.Требунских
Приложение
к постановлению администрации
сельского поселения Девицкий сельсовет
от 14.03.2025 г. № 26
Положение
о системе управления охраной труда в администрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в администрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда", межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
Положение разработано в целях оказания содействия работодателю в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в администрации сельского поселения Девицкий сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - Администрация), в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
1.2. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
б) соблюдение законодательных и иных норм;
в) достижение целей в области охраны труда.
1.3. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя.
СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления администрации (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
1.4. Настоящее Положение распространяется на всех работников Администрации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, в структурном подразделении, находящегося в ведении работодателя.
1.5. Установленные СУОТ положения по безопасности, касающиеся нахождения и перемещения на объектах Администрации, распространяются на всех лиц, в том числе представителей органов надзора и контроля. Данные положения доводятся до сведения указанных лиц при проведении вводных инструктажей, включаются в договоры о выполнении подрядных работ.
1.6. Положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории Администрации, определяющее правила организации данных работ, а также документы, представляемые перед допуском к ним, утверждает глава Администрации.
II. Политика в области охраны труда
2.1. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности Администрации, а также профессиональные риски.
2.2. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников Администрации в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2.3. В Администрации обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
2.4. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
2.5. Администрация гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
2.6. В обеспечение указанной гарантии Администрация намерена принять необходимые меры и реализовать соответствующие мероприятия.
2.7. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков;
обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
обучение в области охраны труда;
внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
установка систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды;
обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
2.8. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие задачам Администрации в области охраны труда. При необходимости данная политика пересматривается исходя из результатов оценки эффективности СУОТ, приведенных в ежегодном отчете о функционировании СУОТ.
III. Разработка и внедрение СУОТ
3.1. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ.
3.2. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ утверждается Главой Администрации. С данной информацией должны быть ознакомлены работники Администрации.
3.3. Глава Администрации является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в Администрации, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
3.4. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
3.5. Обязанности в рамках функционирования СУОТ закрепляются в должностной инструкции ответственного работника.
3.6. В Администрации устанавливается двухуровневая система управления охраной труда.
3.7. Уровни управления охраной труда:
в Администрации в целом - уровень управления "А";
в структурном подразделении - уровень управления "Б".
3.8. На уровне управления "А" устанавливаются обязанности Администрации в лице ее Главы.
3.9. На уровне управления "Б" устанавливаются обязанности руководителя структурного подразделения.
3.10. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) Администрации в лице ее Главы - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;
- организация работ по охране труда;
2) руководитель структурного подразделения - обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
организация подготовки по охране труда;
участие в организации управления профессиональными рисками;
обеспечение участия работников структурного подразделения в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти;
обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного подразделения и иных лиц;
3) сотрудник, ответственный по охране труда:
координация всех направлений функционирования СУОТ;
разработка перечня актуальных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда. Перечень утверждает Глава Администрации;
обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
контроль за соблюдением требований охраны труда;
мониторинг состояния условий и охраны труда;
разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
участие в управлении профессиональными рисками;
участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
4) иные работники:
соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;
информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
IV. Планирование СУОТ
4.1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
4.2. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в Администрации, рассматриваются следующие:
психоэмоциональная перегрузка;
перенапряжение зрительного анализатора.
4.3. В Администрации обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.
4.4. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности Администрации.
4.5. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
4.6. План мероприятий утверждается Главой Администрации.
4.7. В плане мероприятий отражаются, в частности:
перечень (наименование) планируемых мероприятий;
ожидаемый результат каждого мероприятия;
срок реализации мероприятия;
лица, ответственные за реализацию мероприятия;
выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
4.8. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:
нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков).
4.9. Целями в области охраны труда в Администрации в соответствии с политикой в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
4.10. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
4.11. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
достижению показателей улучшения условий труда.
4.12. Достижение целей по охране труда планируется. При планировании определяются ресурсы, ответственные лица, сроки достижения, способы и показатели оценки уровня достижения этих целей, влияние результатов на функционирование Администрации.
V. Обеспечение функционирования СУОТ
5.1. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.
5.2. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
5.3. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
5.4. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр, утверждаемый Главой Администрации.
5.5. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
о политике и целях Администрации в области охраны труда;
системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
ответственности за нарушение указанных требований;
результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
5.6. Информирование обеспечивается в соответствии с Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 773н. Формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
VI. Функционирование СУОТ
6.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации, являются:
специальная оценка условий труда;
оценка профессиональных рисков;
проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
обучение работников;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
санитарно-бытовое обеспечение работников;
соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
обеспечение социального страхования работников;
взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
реагирование на аварийные ситуации;
реагирование на несчастные случаи;
реагирование на профессиональные заболевания.
6.2. В соответствии с результатами СОУТ, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников Администрации устанавливается следующий перечень процессов:
процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе;
процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды;
процессы реагирования на ситуации.
6.3. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
управление документами СУОТ;
информирование работников, взаимодействие с ними;
распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
6.4. В Администрации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
6.5. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется трудовым законодательством.
VII. Оценка результатов деятельности
7.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
7.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
контроль состояния рабочего места и оборудования;
контроль выполнения работ работником в рамках своей профессиональной деятельности;
выявление опасностей и определение уровня профессионального риска;
контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
7.3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
7.4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
7.5. В Администрации составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
7.6. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
достижение целей в области охраны труда;
способность СУОТ, действующей в Администрации, обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
эффективность действий на всех уровнях управления;
необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;
необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;
необходимость выработки корректирующих мер.
7.7. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
7.8. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
VIII. Улучшение функционирования СУОТ
8.1. С учетом показателей ежегодного отчета о функционировании СУОТ в Администрации при необходимости реализуются корректирующие меры по совершенствованию ее функционирования.
8.2. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов:
разработка;
формирование;
планирование;
внедрение;
контроль.
8.3. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения, ответственные лица утверждаются главой Администрации.
8.4. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
8.5. Взаимодействие с работниками в рамках СУОТ в целом производится на уровне управления "Б".
8.6. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности организации по улучшению СУОТ.
14.03.2025.
11.03.2025.
10.03.2025.